Как будут сдерживать цены в Беларуси?
Главная тема совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко во Дворце Независимости – цены, механизм их регулирования и контроля.
Вопрос ценообразования находится на постоянном контроле у главы государства. Как и обещал ранее Александр Лукашенко, все нюансы по данной проблематике обсудят на совещании.
– Я хочу чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо не будет. Это вопрос нравственный, стратегический. Но, главное, это вопрос справедливости, – акцентировал внимание участников совещания Президент.
К слову, тема актуальна и для профсоюзов. Народный мониторинг цен специалисты ФПБ проводят ежемесячно уже на протяжении нескольких лет. Участие в совещании во Дворце Независимости принимает и председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
Александр Лукашенко отметил, что никто не должен “бегать в МАРТ или правительство согласовывать цены”.
С 1 января 2024-го должна быть четкая и понятная система регулирования цен.
– Вот у вас 3% в год прирост по каким-то группам товаров или в целом. И все. В первом квартале процент, во втором, в третьем… А в четвертом дефляция 0,1%. И люди будут понимать, как им выстраивать ценообразование. Должна быть четкая, понятная система, – привел пример Президент.
Президент особо подчеркнул, что когда правительству больше года назад было поручено заняться этой проблемой, речь не шла о замораживании или даже сдерживании цен. Речь шла о регулировании ценообразования.
– Сегодня мы обращаемся к этому вопросу публично. И в таком составе, в котором предлагало правительство. Здесь люди, которые производят товар (их представители – я имею в виду министров), которые продают товар, люди, которые организовывают в целом процесс. Все должны слышать, о чем идет речь. Кто-то будет принимать решения, а кто-то исполнять, – сказал глава государства.
Президент поручил еще раз вернуться к этому вопросу в правительстве и подчеркнул, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли не должно заниматься согласованием всех этих цен.
– Имейте ввиду, это наши первые шаги – по ценообразованию. Все будет упираться в производство, в объемы. Надо увеличивать производство. Особенно там, где мы можем, – сказал белорусский лидер.
Глава государства констатировал, что в Беларуси, в том числе в результате принятых мер по регулированию в ценообразовании, в текущем году существенно снизилась инфляция. В то же время скептики ранее утверждали, что подобные меры могут привести к уходу с рынка ряда игроков, однако ситуация абсолютно нормальная.
– У нас инфляция складывается, наверное, 5-6%. Договаривались, что в 6% вложимся. Но не больше 7%. Но было же 19% И все говорили: нельзя. Писали, что люди уйдут, торговать некому будет. Есть у нас кому торговать. А если кто-то не хочет по-человечески жить в Беларуси – дорога открыта и туда, и обратно, – резюмировал белорусский лидер.
О ситуации на потребительском рынке доложил первый вице-премьер Николай Снопков. Он констатировал, что по итогам 11 месяцев этого года розничный товарооборот вырос на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом прибыль от реализации продукции в торговле упала, что, впрочем, не стало сюрпризом для правительства, а было вполне ожидаемо и прогнозируемо.
– Это и не могло быть иначе, поскольку мы контролировали надбавки, – пояснил Николай Снопков. Вместе с тем он обратил внимание, что из 714 организаций торговли, учитываемых Белстатом, за 10 месяцев этого года оказались убыточными только 137, причем 105 из них сформировали свой убыток из текущей деятельности.
Первый вице-премьер подчеркнул, что основная масса предприятий торговли демонстрирует финансовую устойчивость.
– Инфляционные ожидания населения находятся на низком уровне. Есть доверие к власти, что мы видим прежде всего по банковской системе, и доверие к денежно-кредитной политике. При этом покупательская способность населения – одна из самых высоких за последние годы, – сказал Николай Снопков.
Он заметил, что по сравнению с 2016 годом за среднюю номинальную заработную плату можно приобрести на 60% больше свинины, на 60% больше мяса птицы, молока – в 1,4 раза больше, а картофеля – на 10%.
По оценкам правительства, инфляция в Беларуси по итогам 2023 года составит около 5,5%.
Прирост инфляции он объяснил тремя основными факторами. Первый – осознанные решения госорганов по отраслевому регулированию цен, которые в совокупности обусловили 2,1 процентного пункта в общем уровне инфляции. Так, в 2023 году были повышены цены и тарифы на подакцизные товары (табак, алкоголь), жилищно-коммунальные услуги, пассажирский железнодорожный транспорт, услуги высшего и дошкольного образования.
– То есть там, где нельзя было сдерживать цены, – уточнил Александр Лукашенко. – Где нужно – пожалуйста, поднимали цены. Где-то – сдерживали. Но в будущем году уже такого дисбаланса и разбежки быть не должно.
Второй фактор – рост цен на импортные товары, преимущественно из третьих стран, на фоне курсовых колебаний. Вклад в инфляцию по ним составил 1,5%. Например, импортные лекарственные препараты и фрукты подорожали почти на 12%, пассажирские железнодорожные перевозки международного сообщения – на 23%, туруслуги – на 22%.
Президент в этой связи потребовал разобраться с обоснованностью роста цен на фрукты и в особенности – на лекарства.
– Тут-то чего мы боимся? Какой-то частник из аптеки уйдет? Пусть уходит! У нас достаточно государственных аптек, которые будут заниматься. И в целом Министерству здравоохранения надо этим заниматься, – заявил Александр Лукашенко.
Глава государства еще раз обратил внимание на необходимость исключить необоснованное посредничество в этой сфере, чтобы сформировать справедливые цены на лекарства. Если посмотреть на изменение стоимости отечественных лекарств, где нет посредников, то там рост цен составил всего 2,2%.
Третьим фактором, повлиявшим на инфляцию в стране, стали решения госорганов по повышению цен в рамках постановления № 713. По словам первого вице-премьера, было 763 решения о повышении цен и 1350 по установлению цен на новые товары. Они дали вклад в инфляцию около 1%. При этом наиболее выросли в цене молоко, мясо, одежда. Зато цена на крупы, макароны, синтетические моющие средства снизилась (около 5%).
В настоящее время правительство отмечает сдержанный рост цен на большинство товаров. Если говорить о тех позициях, которые отслеживает Белстат, то по 70% товаров цены растут в пределах 4%. Если брать этот показатель в совокупности с товарами, цены на которые регулируются государством, то рост составляет 2,7%. При этом в Беларуси большинство товаров традиционно дешевле, чем в России, заметил Николай Снопков.
– В этом, конечно, определенная опасность, – заметил Президент. – Люди должны понимать, что если мы еще ниже будем держать цены, а в России – вырастут, товар уйдет. Мы это проходили.
– Да, сразу же уйдет, – согласился Николай Снопков. – Поэтому мы стараемся балансировать здесь.
Говоря о ценообразовании и инфляции, Александр Лукашенко не смог обойти стороной рост цен на отечественные овощи, в частности, на огурцы и помидоры.
– Произведите этих огурцов в достаточном количестве. Люди хотят, чтобы и в Новый год они были дешевле, – потребовал Президент.
Как доложила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, в декабре цены на те же огурцы по сравнению с ноябрем выросли почти на 66%. Похожая ситуация по капусте, луку, свекле, моркови и помидорам.
– Вы подумайте, что сделать. Я почему ставлю вопрос. 10-15 лет назад я бы так не говорил: дорого было – и газ, и нефть. Но сейчас же всего хватает, – отметил Александр Лукашенко.
С 1 января 2024 года будет определен процентный порог, в рамках которого любое предприятие (производители и торговля) сможет устанавливать цены для реализации на внутренний потребительский рынок, рассказал первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков после совещания у Президента.
– Изначально мы понимали, что экономические законы, как сегодня верно отметил глава государства, есть и будут, их игнорировать нельзя, это чревато. Поэтому будет выстроена система, минимально связанная с согласованиями цен с кем-то. Будет определен процентный порог, в рамках которого любое предприятие может устанавливать цены на внутреннем потребительском рынке, – пояснил Николай Снопков.
Первый вице-премьер подчеркнул, что это не будет касаться промежуточных и инвестиционных товаров, а также продукции, поставляемой на экспорт.
– Мы готовы к такой системе, и она будет с 1 января реализована, как и поручил Президент, – заявил он.
Фото БЕЛТА