«Бабушкина сказка на подушках». О народных традициях и обрядах рассказывают в Могилевском районе
Спустя многие годы, даже во взрослой жизни мы очень живо и ярко помним минуты, когда в детстве нам читали сказки. Грудной голос рассказчика целиком и полностью брал наше внимание в плен, а воображение рисовало в голове невероятные картинки. Тихонько сидишь, слушаешь и боишься даже пошевелиться, чтобы не спугнуть это волшебство. Сегодня сказки детям все чаще заменяют мультфильмами, а книги — телефонами и планшетами. Культурные работники Могилевского района не стали мириться с этой тенденцией и уже четыре года сами рассказывают детям сказки, целиком и полностью погружая их в мир белорусских народных традиций, обрядов и творчества. Необычный литературно-творческий проект реализуется в Маховской сельской библиотеке и называется «Бабушкина сказка на подушках».
Автором идеи и инициатором создания проекта в 2021 году стала местный библиотекарь Екатерина Дубровская. Она решила познакомить детей младшего школьного возраста с традициями белорусского народа через музейные экспонаты, реконструкции обрядов, лучшие образцы классической и современной детской литературы на белорусском языке. Занятия проходят каждый месяц в этнографической комнате, которая была создана благодаря жителям близлежащих деревень. Люди помогли обустроить помещение сохранившимися предметами старины — рушниками, сундуками, посудой, различной кухонной утварью и орудиями труда. Однако первым экспонатом здесь стала ручная прялка — реликвия семьи Дубровских, которая долгие годы хранилась дома. А теперь все эти вещи служат во благо — дети могут не только воочию их увидеть, но и подержать в руках, а также узнать, как в свое время они применялись в быту.
«Сначала в музейной комнате мы проводили экскурсии: дети придут, посмотрят — и на этом все, — вспоминает Екатерина Дубровская. — Спустя время мы стали думать, как наши встречи разнообразить, искали новые формы работы и пришли к такому формату: сказка на подушках. И детям это очень понравилось! Тем более помимо сказок и музейных занятий к нам приходят мастера и умельцы, которые с детьми лепят, вырезают, рисуют — и все это подчинено общей тематике. Например, мы уже показывали ребятам основы вышивки, а на Пасху учили делать и украшать вербочку. Со временем стали показывать детям различные народные праздники, к занятиям также подключился местный ансамбль народной песни «Реченька». Название проекта пришло само собой — «Бабушкины сказки на подушках», бабушкины, значит, старые, давние. Сегодня ведь дети такого нигде не увидят и не услышат, а мы не только возрождаем, но и передаем все эти знания новому поколению, прививаем им любовь и уважение к своему, родному — традициям, культуре, истории, языку».
Екатерина Дубровская уверена, что именно в такой игровой и познавательной форме детям лучше всего запоминается предложенный материал, ведь детская память очень благодатная и отзывчивая. «В детстве мне не рассказывали сказок: бабушек своих я не знала, а родители работали в сельском хозяйстве — им было некогда, — делится библиотекарь. — Зато я очень хорошо помню наши родовые истории и воспоминания. Папа и мама много рассказывали о войне — как пережили этот период, как враги сожгли их деревню. Поверьте, нам есть с чем сравнить: что было в то время и как мы живем сейчас. Сегодня дети послушают наши рассказы и сделают свои выводы. Уверена, что они будут больше ценить нашу страну — красивую, мирную, сильную и независимую. Поэтому им необходимо знать и о войне, и о простой сельской жизни. Своих детей я учила также, чтобы выросли хорошими людьми, уважали и любили свою родину».
Сегодня в гостях проекта — второклассники Маховской средней школы. Дети свободно располагаются в этнографической комнате на подушках и слушают рассказ простым и доступным языком о том, как раньше жила белорусская деревня, какие традиции, обряды и праздники были у наших предков, как они обустраивали свой быт, какие блюда готовили и о чем пели песни. У занятия свой сюжет и сценарий. Дети не только слушают, но также отвечают на вопросы, играют, участвуют в реконструкции народных обрядов. Сегодня для них прошла театральная инсценировка праздника Богач, посвященного завершению уборки зерновых и началу посевной озимых: «Прыйшоу Багач — кідай рагач, бяры сявеньку — і сей памаленьку!». Раньше этот день отмечали, когда сжинали последний сноп. Его торжественно приносили в дом, обмолачивали и ссыпали зерно в лубок, ставили туда свечу и зажигали. Таким образом появлялся «богач», который носили из дома в дом с пожеланиями благосостояния и хорошего урожая.
Учитель начальных классов Инна Барбаренко рассказала, что дети участвуют в проекте уже второй год. «Это очень интересная задумка, которая позволяет школьникам развиваться, знакомиться с нашей национальной культурой и традициями, — подчеркнула она. — Каждое занятие они ждут, слушают внимательно рассказ, с интересом смотрят инсценировки, активно участвуют в играх. Важно, чтобы дети знали свои корни, ведь без истории не будет будущего. Мы должны взять все самое лучшее, что сделали наши предки, и приумножить в современности. Удивительно, насколько богата наша культура, как много обрядов, песен и сказок сотни лет передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Знание истории своей страны обязательно для каждого гражданина и патриота. Нельзя родиться и жить в стране, не зная ее историю и язык — это путь в никуда».
Второклассник Юра Пиманов приходит на проект уже не первый раз. «Здесь рассказывают сказки, поют песни, разговаривают на белорусском языке, — делится он. — Мне сегодня понравился рассказ про серп, мама мне про это не говорила, но у бабушки я видел такой инструмент. Теперь вот узнал, для чего он нужен. Дома сказки мне рассказывают редко, я ведь уже большой. Но здесь мне нравится их слушать». К разговору присоединяется Кира Сопроненко, одноклассница Юры. Девочке тоже было интересно и увлекательно. «Сказки нужны для того, чтобы дети были радостными и хорошо засыпали, — уверена малышка. — Они нас учат читать, рассказывают о всяких премудростях и полезностях. Например, нам раньше здесь рассказывали о белорусских орнаментах, и мне это очень понравилось и запомнилось».
Среди постоянных участников проекта — педагог дополнительного образования с 20-летним стажем Марина Игнатенко, которая ведет в Центре творчества детей и молодежи Могилевского района кружок рукоделия «Хозяюшка». Направления творчества в нем разнообразны — ребята занимаются лоскутным шитьем, вязанием, вышивкой, вырезают из бумаги. «Когда появилась идея проекта «Бабушкины сказки на подушках», мы решили сделать необходимый реквизит собственными руками, — отметила она. — Мы сшили подушечки и украсили их в модной и современной технике «пицца», которую можно назвать одной из разновидностей лоскутного шитья. Так, на готовое изделие хаотично либо в определенном порядке, чтобы получить узор, набрасываются кусочки и обрезки ткани, готовая композиция накрывается тонким слоем фатина и прострачивается на швейной машинке. Дети с энтузиазмом восприняли идею и активно помогали в создании ярких и красивых подушек для этого проекта».
По словам Марины Игнатенко, авторы инициативы придумали очень интересный и дружеский способ общения с детьми. «Ребятам очень комфортно сидеть на подушках и слушать различные сказки и истории, это располагает маленьких собеседников и создает по-настоящему домашнюю и доверительную атмосферу, — отмечает она. — Мы в детстве тоже садились поудобнее и слушали рассказы старших. Удивительно, но сказки мне рассказывала не бабушка, а именно дедушка. Он был слаб здоровьем (пришел с войны после ранения с медалью «За отвагу»), поэтому меньше был занят по хозяйству. Я помню, как он мне читал самобытные уральские сказки Павла Бажова — «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка»… Я выросла на этих литературных произведениях про народных умельцев, а сейчас сама занимаюсь рукоделием и детей учу, стараюсь передать им все, что знаю. Тем более сегодня у родителей очень напряженный темп жизни, много работы и не всегда получается научить детей какому-нибудь рукоделию».
Марина Игнатенко уверена, что в современном информационном пространстве многие зря недооценивают красоту и силу сказок. «Если разобраться, в этих вымышленных старинных историях — все про нашу жизнь, только более простым и доступным языком, — делится она. — Современным детям сказка нужна, ведь она заставляет задуматься и посмотреть на окружающий мир совершенно другими глазами. Это не просто увидеть картинку в телефоне — и забыть. Например, они приходят к нам на проект не только послушать о том, как люди жили раньше, но и вживую увидеть предметы их обихода, услышать песни тех лет, поучаствовать в народных обрядах и перенять старинные традиции. И это, безусловно, очень важно — знать и понимать, чем жили наши предки, и откуда мы вышли».